Карданная передача Иж 2126-062.
На автомобиле Иж 2126-062 с независимой задней подвеской в качестве переднего и заднего мостов используется редуктор переднего моста автомобиля "Нива"; передний и задний карданные валы так же от автомобиля "Нива"; промежуточный вал - резинометаллическая муфта со шлицевым соединением от автомобиля Иж-2126; привод на все колёса передаётся через карданные передачи с шарнирами равных угловых скоростей (внутренний ШРУС и вал от автомобиля "Нива", наружный ШРУС от автомобиля ВАЗ-2108/09).
Карданная передача служит для передачи
крутящего момента от коробки передач к
раздаточной коробке и от нее к валам
главных передач ведущих мостов автомобиля.
Так как
ведущие мосты автомобиля расположены ниже
раздаточной коробки, то оси валов привода
мостов раздаточной коробки располагаются
по отношению к осям валов главных передач
ведущих мостов под углом. Этот угол
постоянно изменяется в связи с эластичным
соединением ведущих мостов с кузовом.
Изменяется не только угол, но и расстояние
между раздаточной коробкой и ведущими
мостами. Поэтому в устройстве карданной
передачи предусмотрены элементы, которые
обеспечивают передачу крутящего момента
под постоянно изменяющимся углом и
изменяющейся длине карданной передачи. К
этим элементам относятся карданные шарниры
и шлицевое соединение.
Карданная
передача состоит из промежуточного,
переднего и заднего карданных валов.
Рис. 1. Промежуточный вал: 1 - Эластичная муфта; 2 - Болт крепления эластичной муфты к фланцу; 3 - Гайка; 4 - Пробка; 5 - Фланец эластичной муфты; 6 - Сальник; 7 - Обойма сальника; 8 - Шлиц входного выла раздаточной коробки. |
В конструкции промежуточного вала (рис.
1), соединяющего коробку передач и
раздаточную коробку, применены эластичная муфта и
подвижное шлицевое соединение. Для смазки
шлицевого соединения используется
отверстие, закрытое пробкой 4. Эластичная муфта
снижает шум и вибрации вала и раздаточной
коробки. Муфта 1 выполнена из шести
резиновых элементов, между которыми
расположены металлические вкладыши, к
которым привулканизированы резиновые
элементы. Вкладыши имеют отверстия для
болтов 2, соединяющих эластичную муфту с
фланцем вторичного вала коробки передач и с
фланцем 5 эластичной муфты. Под гайками
болтов 3 крепления расположены шайбы для
балансировки промежуточного карданного
вала. Эластичная муфта 1 центрируется на
фланцах шестью выступами вкладышей, из
которых три заходят в пазы фланца
вторичного вала коробки передач, а
остальные в пазы фланца 5 эластичной муфты.
Соосность
вторичного вала коробки передач и
промежуточного карданного вала
обеспечивается центрирующим кольцом,
напрессованным на конец вторичного вала
коробки передач и центрирующей втулкой,
запрессованной во фланец 5.
Рис. 2. Карданный вал: 12 - Скользящая вилка; 13 - Пресс-масленка; 14 - Обойма сальника; 15 - Сальник; 16 - Наконечник карданного вала; 17 - Труба карданного вала; 18 - Балансировочная пластина; 19 - Вилка карданного шарнира: 20 - Крестовина карданного вала; 21 - Стопорное кольцо игольчатого подшипника; 22 - Корпус игольчатого подшипника; 23 - Фланец вилки карданного шарнира; 24 - Торцовая шайба; 25 - Игольчатый подшипник; 26 - Сальник игольчатого подшипника; 27 - Сальник крестовины. |
Передний и
задний карданные валы (рис. 2)
конструктивно выполнены одинаково. Каждый
вал изготовлен из тонкостенной стальной
трубы, к одному концу которой приварена
вилка 19 карданного шарнира, а к другому -
шлицевой наконечник 16. На шлицах
наконечника расположена скользящая вилка
12. Смазка в шлицевое соединение нагнетается
через пресс-масленку 13 и удерживается
резиновым сальником 15, который расположен в
стальной обойме 14. Обойма после поджатия
сальника осевой нагрузкой на 0,3-0,5 мм
обжимается по проточке вилки 12.
Карданный
шарнир состоит из двух вилок, соединенных
между собой крестовиной. Шипы крестовины 20
расположены в отверстиях вилок и на них
надеты корпуса игольчатых подшипников 25.
Для удержания смазки в игольчатых
подшипниках и предотвращения попадания в
них грязи и воды каждый подшипник
крестовины уплотнен двумя сальниками 26 и 27
с торцевой шайбой 24. Игольчатый подшипник
фиксируется в отверстии вилки стопорным
кольцом 21. Для смазки игольчатых
подшипников в каждую крестовину
ввертывается пресс-масленка 13.
При
балансировке переднего и заднего карданных
валов к их трубам привариваются
балансировочные пластины 18.
Рис. 3. Приводы колёс: 29 - Шарик; 32 - Сепаратор; 39 - Хомуты; 42 - Корпус наружного шарнира; 43 - Стопорное кольцо; 44 - Обойма наружного шарнира; 45 - Упорное кольцо обоймы; 46 - Защитный чехол наружного шарнира; 48 - Вал привода колеса; 49 - Защитный чехол внутреннего шарнира; 50 - Фиксатор; 51 - Обойма внутреннего шарнира; 52 - Корпус внутреннего шарнира. |
Передние и задние колеса получают привод от ведущих мостов через карданную передачу с шарнирами равных угловых скоростей (рис. 3).
В связи со смещением корпуса редукторов переднего и заднего мостов от продольной оси автомобиля, левый и правый приводы колес отличаются размерами. У правого переднего внутреннего шарнира полуось (на рис. в левом верхнем углу) длиннее в два раза, чем полуось левого шарнира (для заднего редуктора наоборот). Привод каждого колеса состоит из наружного и внутреннего шарниров и вала 48.
На автомобиле Иж 2126-062 приводы колёс
комбинированные: внутренний шарнир и вал от
"Нивы", а наружный шарнир от ВАЗ-2108/09.
Наружный шарнир ВАЗ-2108 отличается меньшими
размерами и отсутствием
грязеотражательного кольца 41.
В корпусе 42
наружного шарнира расположены обойма 44 и
сепаратор 32 с шариками 29. Корпус наружного
шарнира имеет наконечник, на поверхности
которого проточены два пояска и нарезаны
шлицы и резьба. На шлицевой наконечник
корпуса шарнира насаживается ступица
переднего колеса. Она крепится
самоконтрящейся гайкой. Для фиксирования
гайки на конце наконечника корпуса шарнира
имеются два паза.
Внутри корпус 42 полый, в нем проточено шесть
пазов, в которых размещены шарики 29. Все
шарики расположены в отверстиях сепаратора
32. Из шести отверстий сепаратора два
противолежащих имеют более удлиненную
форму, что обеспечивает определенную
последовательность разборки и сборки
шарнира.
Шарики
сепаратора шарнирно соединяют между собой
корпус 42 наружного шарнира и обойму 44,
жестко посаженную на вал 48. Обойма 44 имеет
шесть пазов для размещения шариков и
внутреннее шлицевое отверстие. Она
устанавливается на шлицах вала 48 и
фиксируется от осевого смещения двумя
кольцами 43 и 45. Наружное кольцо 43 в сжатом
состоянии свободно проходит через шлицевое
отверстие обоймы 44, что позволяет соединять
и разъединять наружный шарнир и вал 48.
Детали наружного шарнира защищены от грязи
и влаги резиновым чехлом 46, который
закреплен на валу и на корпусе шарнира
хомутами 39. Защитный чехол 46 от ВАЗ-2108 ("Нивский"
и ВАЗ-2108 наружные шарниры различаются
диаметрами корпусов, поэтому использовать
"Нивский" пыльник нельзя - он больше). Защитный
кожух 47 чехла внутреннего шарнира
отсутствует (но его можно установить).
Внутренний
шарнир по своей конструкции незначительно
отличается от наружного. Полуось корпуса 52
соединяется через шлицы с полуосевой
шестерней переднего моста. Перемещение
обоймы и сепаратора с шариками в корпусе
шарнира ограничивается фиксатором 50.
Обойма внутреннего шарнира фиксируется на
валу упорным 45 и стопорным 43 кольцами.
Внутренняя полость шарнира защищена
резиновым защитным чехлом 49, который
закреплен на корпусе шарнира и на валу 48
хомутами 39. На поясок корпуса шарнира
напрессовано грязеотражательное кольцо.
*** Информация взята из документации "Норма-Авто"; книги (2); сайтов http://ib.vision.kz и www.napishika.newmail.ru. |