Редукторы переднего и заднего мостов Иж 2126-062.
Рис. 1. Передний мост: 1 - Коробка дифференциала; 2 - Сателлит; 3 - Ось сателлита; 4 - Шестерня полуоси; 5 - Ведомая шестерня главной передачи; 6 - Шпилька крепления крышки подшипника; 7 - Картер переднего моста; 8 - Пробка сливного отверстия; 9 - Нижняя крышка картера; 10 - Крышка картера; 11 - Кронштейн передней опоры двигателя; 12 - Шпилька крепления переднего моста; 13 - Левый кронштейн крепления переднего моста; 14 - Подшипники ведущей шестерни; 15 - Ведущая шестерня главной передачи; 16 - Распорная втулка; 17 - Сальник ведущей шестерни; 18 - Отражатель сальника; 19 - Фланец ведущей шестерни; 20 - Гайка крепления фланца; 21 - Корпус внутреннего шарнира привода колеса; 22 - Подшипник корпуса внутреннего шарнира; 23 - Установочное кольцо подшипника; 24 - Пружинная шайба; 25 - Стопорное кольцо; 26 - Регулировочная гайка подшипника коробки дифференциала; 27 - Подшипник коробки дифференциала; 28 - Правая полуось корпуса внутреннего шарнира; 29 - Сапун; 30 - Правый кронштейн крепления переднего моста; 31 - Регулировочное кольцо ведущей шестерни; 32 - Маслоотражатель; 33 - Опорная шайба шестерни полуоси; 34 - Пробка заливного отверстия; 35 - Левая полуось корпуса внутреннего шарнира; 36 - Крышка подшипника корпуса внутреннего шарнира; 37 - Отражатель сальника корпуса шарнира; 38 - Сальник; 39 - Крышка подшипника коробки дифференциала; 40 - Стопорная пластина регулировочной гайки. |
На автомобиле Иж 2126-062 с независимой задней подвеской в качестве переднего и заднего моста используются редукторы переднего моста автомобиля "Нива". Задний редуктор перевёрнут на 180° в горизонтальной плоскости и отличается от переднего установленным сальником 17 ведущей шестерни - противоположным направлением насечек. Используется сальник от заднего моста "Нивы" (2101-2402052-01).
Конструкция мостов рассмотрена на примере переднего.
Передний мост - ведущий, с постоянным
приводом от раздаточной коробки, имеет
гипоидную главную передачу и
двухсателлитный дифференциал.
Детали
главной передачи дифференциала и
подшипники переднего и заднего мостов
унифицированы.
Крепится
передний мост к кронштейнам
двигателя: справа - болтом через кронштейн
30, слева - на двух шпильках 12.
Картер
переднего
моста отлит из алюминиевого сплава. Средняя
часть
картера
расширена и имеет проем, к
плоскости которого крепится на шпильках
штампованная крышка 10. В средней полости картера
расположены
дифференциал и главная передача. Снизу
картер переднего моста закрыт литой
крышкой 9, в которой расположена пробка 8
сливного отверстия. Наливное отверстие, оно
же и контрольное, расположено с левой
стороны картера и закрыто пробкой 34.
По бокам
картер имеет фланцы, в которых расточены
гнезда для установки подшипников 22
корпусов внутренних шарниров привода колес.
С правой стороны картера установлен сапун
29, через который внутренняя полость картера
сообщается с атмосферой, чем
предотвращается повышение давления внутри
картера. Сквозное отверстие корпуса сапуна
закрыто клапаном, поджатым к отверстию
пружиной. Клапан с пружиной закрыты
колпачком. Клапан препятствует
проникновению воды в картер при движении
или остановке автомобиля в воде.
Корпус 21
внутреннего шарнира выполнен вместе с
полуосью, шлицевой конец которой входит в
отверстие шестерни 4 полуоси. Другой конец
полуоси корпуса шарнира опирается на
шариковый подшипник 22. Внутреннее кольцо
подшипника 22 зажато между буртиком полуоси
и пружинной шайбой 24, которая удерживается
на полуоси стопорным
кольцом 25. Наружное кольцо подшипника
зафиксировано установочным кольцом 23,
которое расположено в канавке наружного
кольца подшипника
и зажато между фланцем картера переднего
моста и крышкой 36 подшипника. Такая
фиксация подшипника удерживает корпус
внутреннего
шарнира от осевого смещения.
В крышке 36
подшипника размещен сальник 38, защищенный
отражателем 37.
Сальник 17
ведущей шестерни переднего моста имеет
одинаковые размеры с сальником редуктора
заднего моста, но насечки на защитной
кромке сальника направлены в другую,
противоположную сторону. Направление
насечки на сальнике зависит от направления
вращения ведущей шестерни главной передачи,
и оно показано на сальнике стрелкой. В связи
с тем, что направление вращения ведущих
шестерен переднего и заднего мостов разное,
необходимо учитывать при сборке мостов,
какой сальник можно устанавливать, так как
сальник, установленный с другого моста, не
будет удерживать масло.
При
длительной эксплуатации автомобиля,
вследствие износа деталей, в механизмах
ведущих мостов могут возникнуть
неисправности, которые характеризуются
появлением шума в зоне ведущего моста.
Если шум
возникает в начале движения автомобиля, то
наиболее вероятными причинами этой
неисправности могут быть:
- увеличенный зазор в шлицевом соединении
вала ведущей шестерни с фланцем;
- увеличенный зазор в зацеплении шестерен
главной передачи;
- износ отверстия под ось сателлитов в
коробке дифференциала;
- износ шлицевого соединения с полуосевыми
шестернями.
Если шум
возникает при разгоне автомобиля, то
причинами шума могут быть:
- износ или неправильная регулировка
подшипников дифференциала;
- неправильно отрегулировано зацепление
шестерен главной передачи при ремонте
автомобиля;
- повреждение подшипников полуосей.
Если
повышенный шум прослушивается постоянно во
время движения автомобиля, то его причинами
могут быть:
- износ шлицевого соединения с полуосевыми
шестернями;
- повреждение или износ шестерен или
подшипников редуктора;
- недостаточное количество масла в картере.
Причинами
возникновения шума при повороте автомобиля
могут быть:
- задиры на рабочей поверхности оси
сателлитов;
- заедание полуосевых шестерен или
сателлитов в коробке дифференциала;
- увеличенный зазор между зубьями шестерен
дифференциала.
При износе
или повреждении сальников ведущей шестерни
или полуосей, а также при ослаблении
крепления картера редуктора заднего моста
или крышек подшипников полуосей переднего
моста, будет происходить утечка масла.
Поэтому при установке редуктора и крышек на
болты крепления наносится герметик,
предотвращающий ослабление крепления
указанных узлов и деталей.
Ведущие мосты
автомобиля требуют минимального
технического обслуживания, которое
включает в себя проверку уровня масла через
каждые 10000 км пробега и замену масла после
первых 2000-3000 км пробега и затем через каждые
60000 км пробега.
*** Информация взята из документации "Норма-Авто"; книги (2); сайта http://ib.vision.kz. |