Секреты больших горшков. Как распознать детали мотора "Нивы" объёмом 1,8л...

        Пять лет опытно-промышленное производство ВАЗа делает моторы для "Нив" объемом 1,8 л – их собрано уже около двадцати тысяч. Но, увы, об отличиях их оригинальных мелкосерийных деталей от базовых завод традиционно умалчивает – даже каталога с простейшими рисунками до сих пор не издано.

Шайба болта головки блока: а – 2101-1003265, наружный диаметр – 24 мм, внутренний – 12,2 мм, толщина – 5 мм – для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,2–1,7 л в комплекте с упругим болтом старого образца с наружным шестигранником «на 19»; б – 2108-1003265 размером 22х12,2х5 мм под болты с внутренним шестигранником «на 10» – для 8-клапанных моторов переднеприводных ВАЗ и 1,8-литрового мотора «Нивы» (первый вариант крепления головки блока); в – 2130-1003271 размером 22х12,2х0,5 – только для двигателя «Нивы» 1,8 л (второй вариант крепления с болтами 21213-1003271 с наружным шестигранником «на 12»); г – 2112-1003265 размером 22х10,2х5 под тонкий болт с внутренним шестигранником «на 10» – только для 16-клапанных моторов семейства 2110. Блок цилиндров: а – 21213-1002011 без меток высотой 214,58-0,1 мм для всех моторов «жигулей» и «нив» объемом 1,7 л; б – 2130-1002011 высотой 215,98-0,1 мм, помеченный красной, белой или желтой (в общем, любой) краской на горловине сапуна – для двигателей 1,8 л

        Поэтому автомобилистам в случае сомнений порой приходится идти окольным путем. Например, положив рядом две однотипные детали, тщательно их сравнивать, измерять, а заодно и фотографировать, чтобы поделиться опытом с товарищами. Напомним историю создания самого «крупнокалиберного» карбюраторного мотора ВАЗ. Еще в 1994 году с началом серийного выпуска 1700-кубовой "Нивы" тольяттинские тюнинговые фирмы занялись увеличением рабочего объема ее двигателя. О расточке цилиндров сверх 82 мм речь, разумеется, не шла – не запихивать же в изначально 1200-кубовый фиатовский моторчик поршни "волговского" размера. А с ходом поршня можно было и поиграть – например, применив коленвал с увеличенным радиусом кривошипа и, соответственно, подрезав юбки поршней, чтобы они не доставали до противовесов. Дополнительно пошли в дело распредвалы с более высокими кулачками, фрезерованные головки блока и прочие, давно известные приемы повышения мощности за счет долговечности. Спрос на «заряженные» агрегаты штучной сборки постепенно возрастал, поэтому идеи тюнинга вскоре нашли мелкосерийное воплощение в моторном цехе ОПП ВАЗа: в 1996 году там стали выпускать двигатель ВАЗ-2130. Его основное отличие от базового «двести тринадцатого» – увеличение хода поршня почти на 4 мм, что достигнуто благодаря новому коленвалу с большим радиусом кривошипа и более высокому (на 1,4 мм) блоку цилиндров.

Головка блока: 21011-1003011 без меток, со ступенькой высотой около 2 мм (показана стрелкой) и камерой сгорания размером 79х51 мм, объемом 33,2 смз – для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,2–1,6 л, кроме 2105; 21213-1003011, помеченная черной краской (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), без ступеньки, с камерой сгорания размером 81х52 мм, объемом 30 смз – для двигателей 1,7 л; 2130-1003011 без меток, с двумя ступеньками (показаны стрелкой) высотой менее 1 мм каждая, с камерой сгорания размером 81х53 мм, объемом 34,3 смз – для моторов 1,8 л.
Внимание! В продаже попадаются головки 21011, замаскированные под 21213 со специально отфрезерованной ступенькой. На двигателе 1,7 л такая головка неизбежно вызовет детонацию в цилиндрах, а со временем и выход мотора из строя, поэтому при покупке обязательно проверяйте длину и ширину камер. Кроме того, на подделках обычно стоят седла клапанов старого образца высотой 7 мм, тогда как на всех головках 21213 и 2130, а также на головках 21011 последних двух лет выпуска должны стоять унифицированные седла высотой 9 мм
Болт головки блока: а - 2108-1003271 длиной 135 мм (без учета длины головки) - для всех 8-клапанных моторов автомобилей семейств 2108 и 2110, а также двигателя "Оки"; б - 2130-1003271 длиной 120 мм, изготовленный на ОПП простым подрезанием резьбовой части - для двигателей "нив" объемом 1,8 л

        Высоту блока измеряют, как показано на фото: она равна расстоянию между плоскостями разъемов с головкой блока и с крышками коренных подшипников коленвала. Изменять фазы газораспределения не стали, поэтому распредвал не отличается от обычного, который ставят на крупносерийные моторы "1700".

Но головка блока, разумеется, своя, с увеличенным объемом камер сгорания – иначе бы степень сжатия недопустимо возросла. И поскольку длина цепи ГРМ осталась прежней, на высоком блоке применили "03" башмак натяжителя – он поменьше "213" (см. ЗР, 1998, № 9, с. 222), а заодно и "03" успокоитель – то есть металлический вместо пластмассового. А вот три прокладки под распределитель завод ставит зря (видимо, "по инерции"): ведь блоку 2130, подросшему до высоты обычного "03", вполне достаточно одной – шлицы в шестерне привода маслонасоса и так хлипкие, зачем же уменьшать длину их зацепления. Внешне машины с мотором ВАЗ-2130 частенько "замаскированы" под обычные "Нивы" с двигателем ВАЗ-21213, видимо, шильдиков "1.8" на заводе не хватает, и в ход идет индекс "1.7".

Коленчатый вал: а – 21213-1005015 с радиусом кривошипа 40 мм, лыской под звездочку ГРМ на носке и двумя масловыходными отверстиями на каждой шатунной шейке – для всех моторов «жигулей» и «нив» 1,5–1,7 л; б – 2130-1005015 старого образца с радиусом кривошипа 41,9 мм, лыской под звездочку ГРМ на носке и одним масловыходным отверстием на каждой шатунной шейке – для моторов 1,8 л; в – 2130-1005015-01 нового образца, выпускаемый с 1997 года, с радиусом кривошипа 41,9 мм, без лыски на носке и с обработанными для повышения прочности боковыми поверхностями противовесов – для моторов 1,8 л. Валы б и в взаимозаменяемы, но последний, как более надежный, предпочтительней.

         Определить, какой двигатель стоит на машине, проще всего по номеру, набитому на отфрезерованной поверхности блока над масляным фильтром – верхняя строка и обозначает модель, например 2130. В запчасти блоки цилиндров поступают неклеймеными – их различают по маркировке краской.

Не лучше обстоит дело и с сопроводительной документацией – в прилагаемом к "Ниве" "Руководстве по эксплуатации" перечислены лишь двигатели ВАЗ-2121 (карбюраторный, 1,6 л), ВАЗ-21213 (карбюраторный, 1,7 л), ВАЗ-21214 (впрысковый, 1,7 л) и "Пежо-XUD9L" (дизель). Единственное упоминание о моторе 1,8 л есть в инструкции к еще более редкому детищу ОПП – мини-вэну ВАЗ-2120.

Как видно из таблицы, возросший по сравнению с двигателем 21213 на 80 смз рабочий объем ненамного повысил номинальную мощность мотора, зато заметно снизил обороты, при которых она достигается, и все это на фоне 10-процентного увеличения крутящего момента. Поэтому ездить на 1,8-литровой "Ниве" ощутимо приятнее – даже в городе часто пользуешься V передачей, и мотор уверенно "выкручивает" с самых низов. На фото показаны отличия оригинальных деталей двигателя ВАЗ-2130 от тех, что применяются на крупносерийных моторах "Жигулей" и "Нив".

КАРБЮРАТОРНЫЕ ДВИГАТЕЛИ АВТОМОБИЛЕЙ "НИВА"

 

ВАЗ-21213

ВАЗ-2130

Рабочий объем, л

1,69

1,77

Диаметр цилиндра ХХ поршня, мм

82х80

82х84

Степень сжатия

9,3

9,4

Номинальная мощность, л.с.
  при об/мин

76,3
5200

79,8
4800

Номинальный крутящий момент, Н*м
  при об/мин

127
3400

139
3200

"ЗР" №6, 2001, стр. 194.

Отсканированная статья прислана Сергеем Колгановым.

 

Hosted by uCoz