Тормозная система Иж 2126-062.
Рис. 1. Схема гидропривода тормозов: 1 - Трубопровод контура «левый передний-правый задний тормоз»; 2 - Сигнальное устройство; 3 - Трубопровод контура «правый передний - левый задний тормоз»; 4 - Бачок главного цилиндра; 5 - Главный цилиндр гидропривода тормозов; 6 - Вакуумный усилитель; 7 - Педаль тормоза; 8 - Тормозной механизм переднего колеса; 9 - Трос стояночного тормоза; 10 - Тормозной механизм заднего колеса; 11 - Регулировочный наконечник стояночного тормоза; 12 - Рычаг привода стояночного тормоза. |
Автомобиль Иж 2126-062 с независимой задней подвеской характеризуется: отсутствием регулятора давления, установленными дисковыми тормозами на всех колёсах, изменёнными тормозными цилиндрами на задних колёсах, оригинальным механизмом привода стояночного тормоза.
Общее описание конструкции.
Рабочая тормозная система - с гидравлическим, двухконтурным приводом и с диагональным разделением контуров, оснащена вакуумным усилителем и сигнальным устройством. При отказе одного из контуров привода тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Тормозные механизмы как передних, так и задних колес - дисковые, с однопоршневой плавающей скобой.
Главный тормозной цилиндр 5 крепится к корпусу вакуумного усилителя 6 на двух шпильках. В отверстия в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставлен полупрозрачный полиэтиленовый бачок 4, на котором нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. Поршни в главном тормозном цилиндре расположены последовательно, ближний к вакуумному усилителю приводит в действие левый передний и правый задний тормозные механизмы, а дальний -правый передний и левый задний.
Вакуумный усилитель 6 расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну педального узла на четырех шпильках. Усилитель - неразборной конструкции, при выходе из строя его следует заменить. Простейшая проверка исправности усилителя: на автомобиле с заглушенным двигателем несколько раз нажимаем на педаль тормоза и, удерживая ее нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе с началом работы двигателя педаль должна ощутимо уйти вперед. Отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть также вызваны не герметичностью шланга, соединяющего рабочую полость усилителя и впускную трубу двигателя, а также обратного клапана шланга.
Сигнальное устройство 2 служит для предупреждения водителя о повреждении (падении давления) в одном из контуров тормозной системы. Внутренняя полость сигнального устройства разделена двумя поршнями на две
Рис. 2. Тормозные механизмы: 1 - Колодки тормоза; 2 - Поджимная пружина колодки; 3 - Болты крепления цилиндра к направляющим пальцам; 4 - Болты, соединяющие цилиндр с суппортом; 5 - Цилиндр; 6 - Поршень; 7 - Уплотнительное кольцо; 8 - Направляющий палец; 9 - Защитный чехол пальца; 10 - Накладка колодки; 11 - Направляющая колодок; 12 - Защитный кожух; 13 - Диск тормоза; 14 - Суппорт; 15 - Ступица переднего колеса; 16 - Шланг тормозного цилиндра; 17 - Направляющие штифты; 18 - Защитный чехол поршня; 19 - Болты креплений тормозного механизма к поворотному кулаку; 20 - Штуцер для прокачки привода тормозного механизма. |
изолированные камеры, каждая из которых является частью одного из контуров тормозной системы. При падении давления в одной из камер поршни сдвигаются в ее направлении, воздействуя на шток выключателя контрольной лампы
сигнализации аварийного состояния тормозной системы, находящейся на панели приборов - лампа загорается.
Тормозные механизмы.
Плавающая скоба переднего тормоза содержит суппорт 14 и колесный цилиндр 5, которые стянуты между собой двумя винтами 4. Двумя болтами 3 цилиндр 5 крепится к пальцам 8, установленным в гнездах направляющей колодок 11. В эти гнезда закладывается смазка. Между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые защитные чехлы 9. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 1. В цилиндре 5 установлен поршень 6 с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения 7. За счет упругости этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между колодками и тормозным диском.
Тормозные диски - чугунные. Минимально допустимая толщина при износе - 10,8 мм, максимальное биение по внешнему радиусу - 0,15 мм.
Устройство задних тормозов отличается от передних. В рабочие цилиндры 5 от ВАЗ-2108 запрессованы гильзы под размер меньшего из поршней передних тормозов Иж-412. Сам поршень 6 тоже не стандартный - в виде грибка; в рабочей части диаметр под гильзу, а снаружи диаметр под пыльник 18 от ВАЗ-2108. Уплотнительное кольцо 7 из ремкомплекта 412/2140, и ставится очень плотно. Из-за большой разницы диаметров пыльника 18 (т.е. "шляпки" поршня) и "ножки" поршня 6 под пыльником образуется разрежение, туда засасывает вода и поршень начинает ржаветь. Поэтому, необходимо периодически добавлять под пыльник какую-нибудь смазку.
Рис. 3. Механизм стояночного тормоза: 1 - Тормозной диск; 2 - внутренняя тормозная колодка; 3 - Штифт; 4 - Рычаг; 5 - Оболочка троса; 6 - Цилиндр; 7 - Трос. |
Привод стояночной тормозной системы - механический, тросовый, на задние колеса. Он содержит рычаг, регулировочный наконечник, трос, уравнитель двух ветвей троса.
Механизм привода стояночного тормоза имеет следующую конструкцию: на тормозном цилиндре 6 на оси укреплён рычаг 4, который в стояночном положении давит на штифт 3, который, в свою очередь, проходя через отверстие в цилиндре давит на внутреннюю тормозную колодку 2. Рычаг 4 имеет форму серпа с двумя ручками. Данная система имеет рад конструктивных недостатков: 1 - усилие действует только на одну сторону колодки (неравномерный, по диагонали износ колодок); 2 - отсутствует механизм возврата рычага в свободное положение (при неправильной регулировке левой и правой ветвей троса, или из-за закисания/заклинивания в комбинации рычаг - трос колодки не растормаживаются и быстро изнашиваются. Возможно решение за счёт установки возвратной пружины либо на штифт, либо на трос в промежуток между цилиндром и рычагом); 3 - отсутствует ограничитель хода рычага в свободном положении (при слишком отпущенном тросе возможно выпадение штифта).
*** Информация взята из документации "Норма-Авто"; книг (1), (3); сайта www.napishika.newmail.ru. |