Система охлаждения.

Рис. 1. Система охлаждения двигателя ВАЗ-2130: 1 - Радиатор отопителя; 2 - Пробка расширительного бачка; 3 - Отметка минимального уровня охлаждающей жидкости; 4 - Расширительный бачок; 5 - Пароотводящая трубка;  6 - Радиатор системы охлаждения; 7 -Электровентилятор; 8 - Датчик включения электровентилятора; 9 - Двигатель; 10 - Отводящий патрубок системы охлаждения (в головке блока цилиндров); 11 - Впускная труба; 12 - Насос охлаждающей жидкости: 13 - Термостат; 14 -Пробка слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя; 15 - Датчик температуры охлаждающей жидкости, 16 - Кран отопителя.

        Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Система заполняется охлаждающей жидкостью Тосол А-40 - водным раствором антифриза Тосол-А (концентрированный этиленгликоль с антикоррозионными и антивспенивающими присадками плотностью 1,078-1,085 г/см3).

        Циркуляция осуществляется насосом охлаждающей жидкости, установленным в корпусе, прикрепленном спереди к блоку цилиндров болтами.

        Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке 2 расширительного бачка 4. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе, за счет чего повышается температура кипения жидкости и уменьшаются ее паровые потери. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на остывающем двигателе. Расширительный бачок 4 изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать количество жидкости в системе охлаждения. Её уровень на холодном двигателе (при 15-20 °С) должен быть не ниже отметки "MIN" 3 на стенке расширительного бачка. В систему охлаждения заправляется 10 л, включая систему отопления салона кузова.

        Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик 15, установленный в головке блока цилиндров двигателя вблизи свечи четвертого цилиндра, и указатель на щитке приборов.

        Система охлаждения включает: насос охлаждающей жидкости 12, рубашки охлаждения блока и головки цилиндров, термостат 13, вентилятор 7, радиатор 6, расширительный бачок 4, трубопроводы и шланги.

        При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 10 по шлангам в радиатор (большой круг) или термостат (малый круг) в зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлажденная жидкость всасывается насосом 12 и подается вновь в рубашки охлаждения.

        Радиатор 6 состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков и двух горизонтальных рядов алюминиевых трубок с напрессованными на них охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечками. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний. Оба патрубка расположены на радиаторе в правом бачке. В верхней части левого бачка радиатора расположен тонкий патрубок пароотводной трубки 5, соединяющей радиатор с расширительным бачком 4. Из радиатора жидкость сливают, отсоединяя шланг от металлического штуцера, ввернутого в резьбовое отверстие в нижней части левого бачка. Заполнение системы охлаждения осуществляется через расширительный бачок.

        Датчик 8 включения электровентилятора системы охлаждения типа 661.3710 расположен в середине левого бачка. Датчик включает электровентилятор через реле, установленное на левом брызговике. Контакты датчика замыкаются при температуре 92±3 °С, а размыкаются при температуре 87±3 °С. Электродвигатель вентилятора с крыльчаткой установлен на металлическом направляющем кожухе, прикрепленном к бачкам радиатора.

Рис. 2. Насос охлаждающей жидкости: 38 - Крышка насоса; 39 - Упорное уплотнительное кольцо сальника; 40 - Сальник; 41 - Подшипник валика насоса; 42 - Ступица шкива; 43 - Стопорный винт; 44 - Валик насоса; 45 - Корпус насоса; 46 - Крыльчатка насоса; 47 - Приемный патрубок.

        Насос охлаждающей жидкости - центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновидным ремнем привода генератора.

        Корпус 45 и крышка 38 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в подшипнике 41, который стопорится винтом 43, установлен валик 44. Подшипник 41 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой Литол-24 при сборке и в дальнейшем не смазывается.

        На валик с одной стороны напрессована чугунная крыльчатка 46, а с другой - ступица 42 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной сальника через резиновую манжету. Сальник 40 неразборный, состоит из наружной латунной обоймы, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 38 насоса.

Рис. 3. Термостат и схема его работы: а - Перепускной клапан открыт, основной - закрыт (жидкость циркулирует по малому кругу); б - Перепускной клапан закрыт, основной - открыт (жидкость циркулирует по большому кругу); 1 - Входной патрубок (от двигателя); 2 - Перепускной клапан; 3 - Пружина перепускного клапана; 4 - Стакан; 5 - Резиновая вставка; 6 - Выходной патрубок; 7 - Пружина основного клапана; 8 - Седло основного клапана; 9 - Основной клапан; 10 - Держатель; 11 - Регулировочная гайка; 12 - Поршень; 13 - Входной патрубок (от радиатора); 14 - Термочувствительный наполнитель; 15 - Обойма; Д - Вход жидкости от двигателя; Р - Вход жидкости от радиатора; Н - Выход жидкости к насосу охлаждающей жидкости.

        Термостат и работа системы охлаждения. На двигателе термостат ТС-102 расположен с правой стороны. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть в пределах 85-95°С. Величины температур, поддерживаемые термостатом, указываются на его донышке.

        Термостат состоит из корпуса и крышки, которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 9. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок 13 для впуска охлаждающей жидкости от радиатора, патрубок 1 перепускного шланга для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 6 для подачи охлаждающей жидкости в насос.

        Основной клапан 9 установлен на стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 5. В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 12, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый наполнитель 14. Основной клапан 9 прижимается пружиной 7 к седлу 8. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 2, поджимаемый пружиной 3.

        Термостат, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его.

        На холодном двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80°С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по малому кругу: с входного патрубка 1 через перепускной клапан 2 в насос, минуя радиатор. Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя.

        Если температура жидкости повышается выше 94°С, твердый наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую вставку 5 и выдавливает поршень 12, перемещая основной клапан 9 до полного открытия. Перепускной клапан 2 полностью закрывается. Жидкость в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашек охлаждения по шлангу в радиатор и далее по шлангу через основной клапан термостата поступает в насос, которым вновь направляется в рубашки охлаждения двигателя.

        В пределах температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругам. Величина открытия основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы двигателя.

Подводящий шланг радиатора Отводящий шланг радиатора Перепускной шланг термостата Насос охлаждающей жидкости Электровентилятор в кожухе Расширительный бачок Пароотводящая трубка Пароотводящая трубка

*** Информация взята из книг (1), (3); сайтов http://ib.vision.kz и www.napishika.newmail.ru.

 

Hosted by uCoz